S-TEAM — клуб путешественников

. Велосипедные, пешие походы и спортивные поездки в Виннице и Украине. Отчеты, фото, статьи, видео, GPS-маршруты, прокат.
Клуб путешественников S-TEAM

Из истории велосипеда и велотуризма

Наверное, едва человек изобрел колесо, стал соображать, как бы передвигаться на нем (либо на каком-нибудь простейшем сооружении из колес, соединенных вместе) без лошади или другой тяговой силы. Скорее всего, сначала это были детские самокаты, на которых катались, отталкиваясь от земли ногами.


1791 год. Во Франции граф Де Сиврак построил из дерева двухколесную машину, названную им «Селярифер», на которой можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли (upd: предполагается, что это фальсификация).

1817 год. Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий, усовершенствовал машину Де Сиврака — он изобрел переднее поворотное колесо, благодаря которому можно было изменять направление движения на ходу. Свое транспортное средство, позже названное «Дрезиной» он запатентовал, начав этим самым документированную историю совершенствования конструкции велосипеда.

1839 год. Шотландец Киркпатрик Мак-Миллан применил к двухколесной машине педальный привод, правда, педали совершали не круговое, а возвратно-поступательное движение.

1853 год. Французский каретный мастер Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси. Так же на велосипедах Мишо впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман. В Англии такие велосипеды получили название «Bone Shaker» т.е. «костотряс».

1868 год. Парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.

1870-1885 годы. Время «пауков», т. е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. Также они назывались «Hige bicycle» и «Penny-farting». Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса. Ограничивать этот рост могла только длина ног ездока. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин.

1884 год. Фирма «Хиллман, Херберт и Купер» начала производство велосипеда «Кенгуру», имевшего двойной цепной привод от осей шатунов к переднему колесу. С этих машин начался возврат к велосипедам с равновеликими колесами.

С 1885 года началось повсеместное вытеснение из употребления велосипедов типа «паук» велосипедами типа «safety», т.е. «безопасными» с равновеликими колесами.

1888 год. Ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп изобрел пневматическую шину и воздушный ниппель. Это нововведение открыло широкие возможности для использования велосипеда вне хороших дорог.

1890 год. Практически одновременно несколько фирм начали производство веломашин с рамами замкнутой («диамант») формы. С этого момента современный облик велосипеда практически сформировался и дальнейший прогресс лишь усовершенствовал отдельные узлы и агрегаты.


Есть свидетельства, что уже в 190 году нашей эры в Древнем Риме при императорском дворе сооружали самоходные колесницы. которые через механизм с зубчатой передачей приводили в движение укрытые в них рабы — прародители нынешних велорикш. Видимо, солидный был рыдван, раз даже рабов скрывал от людских глаз. Такие самоходные повозки делались и позже. Например, в 1649 году в Германии был построен воз, который двигали силачи. Проекты экипажей, приводимых в движение людьми, предлагали английский ученый и философ Р. Бэкон в XIII веке и Леонардо да Винчи. Сохранились гравюры самоходных колесниц художника и графика XVI века Альбрехта Дюрера. В XVIII веке самоходные экипажи построили в России Леонтий Шамшуренков и Иван Купибин.

Что касается двухколесного велосипеда, в современном понимании этого слова, то приоритет отдают нижнетагильскому крепостному мастеру Е. Артамонову. Его сооружение было цельнометаллическим, с большим передним и малым задним колесами, с педалями на оси переднего колеса, на котором он совершил путешествие из Нижнего Тагила в Петербург, а оттуда в Москву. Правда, некоторые дотошные исследователи подвергли сомнению факт такого путешествия и даже существование самого изобретателя, но тем не менее легенда об упрямом и стойком самородке и его путешествии еще живет, утверждая велосипед с самого его рождения как атрибут туризма, и это для нас сейчас, пожалуй, самое главное.

Затем инициатива в изобретательстве велосипедов надолго поселилась в европейских странах, во Франции и Германии появляются двухколесные велосипеды-самокаты сначала без рулевого управления, потом с рулем, на которых можно было ехать, отталкиваясь oi земли ногами, развивая тем не менее вполне велосипедную скорость. Пресса 1817 года сообщает о том, что немецкий барон Карг Драйз проехал 70 км — расстояние от Карлсруэ до Келя — всего за 4 часа В 50-х годах прошлого века велосипед благодаря стараниямнемца Ф.М.Фишера и французов П. и Э. Мишо стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом. Но этот велосипед с деревянными колесами и металлическими ободами не имел амортизаторов, поэтому был прозван «костотрясом». Один из таких «костотрясов», построенный в 1867 году. можно увидеть в музее Петродворца.

С конца шестидесятых годов прошлого века велосипедисты все чаще появлялись на улицах российских столиц и других крупных городов, вызывая бурю разнообразных эмоций наших соотечественников, а в печати даже высказывалась тревога, что лихие «наездники» становятся опасными для людей на улицах.

В 1869 году в Париже состоялись первые велосипедные гонки на деревянных «костотрясах» на дистанции 120 км, на которых победитель достиг средней скорости почти 11 км в час.


Что еще почитать

Как правильно выбрать покрышки для велосипеда?
Велосипедист и резина — неотъемлемые вещи, поэтому проблема выбора резины всегда актуальна. Многие не могут найти баланс в выборе резины и правильной ее накачке. В то время, когда ты, казалось бы, поставил правильный протектор, грунт меняется и ты снова бортируешь колеса!

На велосипеде — на работу
Не существует такой работы, на которую нельзя было бы ездить на велосипеде. Все это, естественно, просто полемика, ведь самое главное — не думать о том, кто, как, куда и на чем ездит, а просто сесть на велосипед самому.

Как выбрать велорюкзак?
Многие ошибаются, считая, что главное купить велосипед, а остальное приложится. Стоимость качественной велоодежды, обуви, очков и рюкзака порой может достигать стоимости среднестатистического велосипеда.

Можно ли ставить багажник на двухподвес?
Ответ здесь не будет однозначным, так как это зависит от практического предназначения этого самого двухподвеса и еще многих других факторов. В них мы и попытаемся разобраться в этой статье.

Содержание


    Похожие



    У тебя крали велосипед?

    Всего ответов: 92 (другие опросы)

    -->