Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Реклама добралась даже до наших практичных велосипедистов и заставила их верить в то, что дороже — значит лучше. Так-то оно так, да не совсем. Что мы знаем о истории и предназначении того или иного класса навески XTR или XT или, например Tourney?
Shimano Tourney легендарный класс навесного велоооборудования. Многие крутые байкеры уже и забыли, что начинали именно с этих копеечных и простоватых на вид перекидок и шифтеров.
Стоить научиться понимать, что каждый класс велооборудования это не уровень крутости, а специфический инструмент, заточенный как японский вакидзаси, под конкретный тип райдеров и дисциплин.
SHIMANO
XTR
Пик технологий. Используется исключительно на выставках, в журналах и в гоночных
- Миф № 1 Идеальное переключение. На самом деле идеальное переключение начинается с уровня Alivio, а при умелом и грамотном использовании с любого класса.
- Миф № 2 Работает в любых условиях, в отличии от остальных. Да. Как и четыре полу- и профессиональных класса ниже.
- Миф № 3 Не требует особого ухода. Если в «рубашках» заржавеют тросы, никакой XTR их не переключит.
- Миф № 4 Тормоза, втулки, обода, система и кассета лучше. Уточняем — для гонок! Это мега-облегченные компоненты, которые сначала поражают накатом и легкостью, а затем — быстрой изнашиваемостью и потерей точности. У такой оборудки практически нет шансов на выживание у неаккуратных или начинающих байкеров.
XT
Профессиональное оборудование для суровых опытных байкеров, которые не собираются терять ни в качестве ни в весе. Полезен и эффективен у тех, кто умеет им пользоваться. Требует довольно умелого и бережного отношения в плане ударов о препятствия, т.к. в последствии безвозвратно теряется заводская точность. Если тебе предлагают ударенный XT за приятную сумму, подумай дважды.
Обычно во многих «комплитах» (готовых заводских сборках) XT устанавливается только в качестве заднего переключателя, а все остальное оборудование на 1 класс ниже, т.е. SLX. Причина таких манипуляций — ощутимое удешевление при сохранении качества и профессионального уровня.
Ежегодно Shimano обновляет почти все классы. Поэтому цена класса прошлого года может упасть в конце сезона на 20-30%.
SLX
Третий сверху профессиональный класс.
Совмещает в себе прочность Deore и точность XT. Тяжелее своих верхних собратьев. Практически неубиваем при разумном подходе. Отличается от LX доработанной конструкцией манеток и некоторыми незначительными изменениями промдизайна, а также более прочным и тяжелым сплавом. Является рыночной заменой LX. Фактически, это универсальное оборудование, покрывающее стили катания от кросс-кантри до фрирайда, а также для сравнительно нового трейл-райдинга (олл-маунтин, агрессивное кросс-кантри).
SLX станет идеальным выбором для тех, кто любит надежность и точность и не гонится за облегчением.
Deore
Идеальное сочетание приятной стоимости надежности и точности для велолюбителей. Выше этого класса подыматься стоит только в случае осознанной необходимости.
На практике у одного из наших байкеров новый Deore за год не пришлось настраивать ни разу.
Alivio и Acera-Altus
Любительский уровень. Подойдет 80% велосипедистов. Эти три класса имеют достаточно несущественные различия для новичков (alivio немного легче и дороже) поэтому выбирайте тот, который больше нравится.
Tournеу
Все мы когда-то с него начинали. А те, кто нет, тем до конца не понять, почему XT так крут :)
Это оборудование вполне приемлемо работает и станет самым правильным началом в освоении велосипеда. Срок службы и длительность качественного переключения довольно низкая, но ее достаточно, чтобы понять хочешь ли ты продолжать кататься на велосипеде, не затратив при этом существенных средств.
SRAM
Что касается оборудования фирмы SRAM, становящегося популярным в последнее время, то разделение по классам происходит похожим образом.В отличии от вышеперечисленных производителей в группу компонентов Sram входит только передний, задний переключатель и два вида манеток: грипшифт и григгерные манетки. Если о манетках типа грипшифт мы уже говорили, то триггерные манетки это визитная карточка компании Sram. Они повторяют манетки rapidfire от Shimano для MTB, разница в том, что два рычажка работают в одном направлении.
- X.0 — группа профессионального оборудования. В производстве используется алюминий, карбон, высококачественные композитные материалы. (27 передач)
- 9.0 — группа профессионального оборудования. В сравнении с X.0 обладает большим весом. Материал: алюминий, композит. (24/27 передачи)
- 7.0 — аналог Deore — оборудование хорошего среднего класса. (24/27 передачи)
- 5.0 — если по аналогии сравнивать c Shimano, то по характеристикам соответствует классу Alvio. Весьма недорогая, но довольно качественная группа, триггеры в группу не входят. (24/27 передачи)
- 4.0 — для людей использующих велосипед в основном в городе (21/24 передачи)
- 3.0 — оборудование начального уровня, но четкость и качество исполнения гораздо выше начального уровня Shimano, по цене очень недорогое. (18/21/24 передачи)
Группы: X.0/9.0/7.0 смело можно использовать в экстремальных видах.
Важно: Шифтеры SRAM в вышеперечисленных группах не совместимые с компонентами Shimano.
- Rocket — профессиональный уровень оборудования, представлены как шифтерами, так и триггерами. (24/27 передачи)
- Attack — шифтеры высокого качества, представлены как шифтерами, так и триггерами (24/27 передачи)
- Centera — средний уровень шифтеров (представлены только gripshift) для прогулок и активного отдыха (24/27 передачи)
- TRX — представлен триггерами рассчитанными для прогулок и активного отдыха. (21/24 передачи)
- MRX (MRX Pro, MRX Comp, MRX Shoty, MRXPlus) — начальный уровень шифтеров включает в себя четыре подкласса из которых по качеству исполнения выделяется MRX Pro, рассчитан для велосипедов 21/24/27 передачи остальные классы: MRX Comp, MRX Shoty, MRX Plus для 15/18/21/24 передачи.
Помимо вышеперчисленных классов компания SRAM выпускает линейку для велосипедов класса комфорт и круизеров: Dual Drive, S7, P5,T3. Данные системы переключения предназначены для отдыха и адаптированы для работы с планетарными втулками.
Соотношение классов оборудования SRAM/Shimano
SRAM 1:1 | SRAM 2:1 (совместим с Shimano) |
Shimano (серия МТВ) |
Х.0 | -— | XTR |
9.0 | Rocket | XT |
7.0 | Attack | |
5.0 | Centera, TRX | Alivio |
4.0 | MRX Pro | Acera |
3.0 | MRX plus | Altus |
-— | MRX shoty | Tourney |
Желаем осмысленно подходить к выбору своего класса, т.к. сев сразу на hi-end рискуете потерять удовольствие и бесценный сравнительный опыт от постепенного развития. Стоить помнить, что любые профессиональные инструменты в руках дилетантов не более, чем груда металла.
Что еще почитать